АвторСообщение
Мастер игры




Пост N: 192
Зарегистрирован: 17.09.06
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.05.07 14:26. Заголовок: Историческая справка: Танцы и игры


Изменившаяся в эпоху старого режима историческая ситуация значительно повлияла и на танцы. Целый ряд танцев исчез - и их место заняли другие. Главной их ноткой сделались теперь игривость и кокетливость, а также ясно выраженная сладострастность.

Характерными примерами могут служить менуэт, аллеманда и вальс - танцы, которые именно тогда вошли в моду. Благодаря такой эволюции танец сделался еще в большей, чем прежде, степени великим совратителем, неутомимым сводником, сводившим оба пола. Прежняя его главная цель, состоящая в том, что партнершу вращали в воздухе так, что юбки вздувались и глазам публики представало интересное зрелище, никогда, правда, вполне не исчезала, однако постепенно были придуманы более интимные и изысканные эффекты.

Во время так называемых "поцелуйных танцев", бывших особенно в ходу в Англии, поцелуй, которым должны были обменяться парочки, становился все более длительным. Аддисон, возмущавшийся этим обычаем, писал: "Хуже всего танцы с поцелуями, когда кавалер должен целовать свою даму по крайней мере в продолжение минуты, если не желает обогнать музыку и сбиться с такта".

Танец аллеманда, вошедший в моду в середине XVIII в. и начавший, подобно позднее возникшему вальсу, свое победное шествие из Германии, описывается следующим образом танцмейстером Гилльомом, автором появившегося в 1770 г. "Almanach dansant" ("Альманах для любителей танца". - Ред.).

"Сладострастный, полный страсти, медленный, шаловливый, этот танец позволяет женскому полу проявить всю присущую ему кокетливость и придает физиономии женщины самые разнообразные выражения".

А автор "Die Galanterien Wiens" описывает аллеманду, как ее танцевали в последней трети XVIII в., следующим образом:

"Вообще говоря, я не хочу порицать это развлечение (танцы), а только высказать тебе свои мысли по поводу одного танца, который здесь в моде. Это так называемый немецкий танец, способный лишь разжечь кровь и возбудить безнравственные желания, и потому он, как мне думается, и пользуется такой популярностью. Все развлечение состоит в постоянном верчении, от которого кружится голова и туманится рассудок. Сладострастные прижимания, вздымание разгоряченной груди пробуждают желания, которые стремятся удовлетворить как можно скорей... Скольким завоеваниям уже помог танец, так как воспоминание о том, как она кружилась в такт с таким сладострастием, должно покорить девушку, имеющую о чувственности лишь слабое представление".

Ни один танец так не позволял забывать обо всех заботах. Тот же автор пишет: "Многие стараются забыть в танце о своем горе, ибо я не могу тебе сказать, до какой степени здешние девушки любят танцевать".

Все эти танцы, в особенности же входивший в моду вальс, были самым смелым образом использованы в интересах галантности, темп был ускорен, а самые позы становились сладострастнее. Г. Фит, написавший в своей появившейся в 1794 г. популярной книге "Попытка составления энциклопедии физических упражнений". настоящий апофеоз красиво исполненного вальса, замечает: "Дикое подбрасывание и подпрыгивание, бесспорно, не вытекает из самого характера вальса, а зависит, напротив, от характера наших легкомысленных кавалеров и дам". Так как, однако, все находили высшее удовольствие в этих преувеличениях и каждый вальс превращался в настоящий акт сладострастия, то неудивительно, что даже такой не очень чопорный человек, как поэт Бюргер, разразился целой филиппикой (гневной речью. - Ред.) против вальса.

Однако самым характерным танцем абсолютизма был менуэт. Менуэт считается - и вполне основательно - величайшим произведением искусства, когда-либо созданным в области танца. В менуэте все - элегантность и грация, все - высшая артистическая логика и вместе с тем все - церемонность, не допускающая малейшего нарушения предписанных линий. В менуэте торжествует закон абсолютизма: поза и демонстрация.

Менуэт достиг поэтому своего совершенства только на придворном паркете, ибо там величественность и размеренность были все равно законом, предписанным для каждого движения. Только здесь вся жизнь была без остатка сведена к игре и изяществу.

Что менуэт был доведен до такого совершенства, что над ним работали в продолжение ста лет - первая достойная внимания музыкальная композиция этого танца относится к 1763 г.: написанный Граделем по случаю бракосочетания Людовика XVI и Марии Антуанетты Menuett de la Reine (менуэт королевы. - Ред.) считается совершеннейшим шедевром, когда-либо созданным композитором, - было, правда, результатом неумолимой необходимости, против которой спорить не приходится.

Высокие каблуки и кринолин вынуждали создать особый танец, так как в таком костюме танцевать вальс невозможно. Таким танцем и стал менуэт. Только его и можно было танцевать, надев высокие каблуки и кринолин. Менуэт не более как идеализированная линия их ритма...

Разумеется, сокровеннейшей тайной этого несравненного шедевра ритмики, уничтожавшего даже безобразие высоких каблуков и превращавшего их на время танца прямо в элемент красоты была, как и тайной всякого танца, все та же галантность, то есть ухаживание, домогание и достижение. В свое время вместо "танцевать менуэт" говорили: "tracer des chiffres d'amour" ("чертить тайные знаки любви. - Ред.). Это не только самая простая, но и самая тонкая и остроумная характеристика менуэта.

Что верно относительно танцев, приложимо и к играм.

Игры также становились значительно изысканнее. Уже не устраивались больше состязания в силе между мужчиной и женщиной, чтобы таким образом добиться обнажения женщины, как это делалось в эпоху Ренессанса. Нет, теперь сама женщина должна была это делать, и притом как можно пикантнее. Эта возможность была создана тем, что модной игрой стали качели; от женщины самой зависит сделать так, чтобы ее юбки развевались пикантным образом. И все женщины, естественно, увлекались этой игрой. Никогда не видно на качелях мужчины, ибо ему нечего показывать. Мужчина всегда выступает в роли voyer'a (наблюдателя. - Ред.), что обусловливало - со стороны женщины - систематическое выставление напоказ тех ее прелестей, которые обычно скрыты от любопытствующих взоров.

Всем известны, далее, также вошедшие в XVIII в. в моду пастушеские игры. Обычно в них видят одно из проявлений постепенного возвращения к природе. И, разумеется, это так. Но подобное истолкование вскрывает только их корень, а не их сущность. А сущностью была организация публичного флирта.

Пастушок и пастушка - представители не испорченной моралью природы, и потому пастушок целует свою пастушку совершенно бесцеремонно на виду у всех, а она так же бесцеремонно возвращает ему поцелуй. Эта публичность приводит в восторг, хотят насладиться новым удовольствием. Бесцеремонный флирт - в нем здесь главная суть. Флирт в таком маскараде возбуждал к тому же обе стороны симуляцией силы, ибо пастушок и пастушка только идеализированные мужики, а крепкий мужик - синоним неистощенной сексуальной силы. Облекая эти тенденции в форму культа естественности, общество нашло лучшее средство отдаваться, не стесняясь и публично, ни перед чем не останавливавшемуся флирту.

Тот же самый секрет скрывается, впрочем, и за художественным изображением любви крестьян. Тайком крестьянский парень крадется ночью в комнату возлюбленной, а она поднимает одеяло с жалкого ложа, чтобы согреть и осчастливить его. Молодой парень и полногрудая крестьянка флиртуют в хате, и каждая сторона старается вызвать другую на более смелые поступки и т. д. Все это, разумеется, не имело никакого отношения к жизни настоящих крестьян. Это тоже было не более как новой пикантной формой, в которую облекали собственные желания и представляли публике. Не любовь крестьян представляли себе так, нет, так мечтали оформить собственную любовь, когда выяснилось, что никакие ухищрения не дают уже новых неизведанных чувств. То была лишь новая вариация наслаждения, одно представление о котором опьяняло, а отнюдь не отказ от прежних ухищрений.

Создавать новые эротические возможности - такова была сокровенная тенденция и всех остальных модных игр, рождавшихся тогда целыми десятками. Достаточно упомянуть о столь излюбленной игре: feu de la main chaude (огонь горячей руки. - Ред.), состоявшей в том, что кавалер прятал голову на коленях дамы и угадывал, кто ударял его.
(с) Эдуард Фукс, "История нравов", глава "Галантный век"


Были бы свечи – игра будет. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]


Мастер игры




Пост N: 193
Зарегистрирован: 17.09.06
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.05.07 14:29. Заголовок: Re:


Танцы

Главное, что следует помнить о танцах середины XVIII века – это то, что парных танцев тогда ещё не было. Вальс «вырос» из деревенских плясок только к семидесятым годам этого века, популярные же танцы представляли собой квадраты, линии и круги. О трёх основных и наиболее модных танцах немного рассказано ниже.


Аллеманда

Аллеманда (allemande (франц.) – немецкая; dance allemande – немецкий танец) – старинный танец немецкого происхождения. Как бытовой и придворный танец аллеманда появилась в Англии, Франции и Нидерландах в середине 16 века. Размер двудольный, темп умеренный, мелодика плавная. Обычно состояла из 2, иногда из 3-4 частей. В 17 веке аллеманда вошла в сольную (лютневую, клавесинную) и оркестровую сбиту в качестве первой части, стала торжественной вступительной пьесой в умеренном темпе.
Танец аллеманда, вошедший в моду в середине XVIII в. и начавший свое победное шествие из Германии, описывается следующим образом танцмейстером Гилльомом, автором появившегося в 1770 г. "Almanach dansant" ("Альманах для любителей танца").
"Сладострастный, полный страсти, медленный, шаловливый, этот танец позволяет женскому полу проявить всю присущую ему кокетливость и придает физиономии женщины самые разнообразные выражения".
А автор "Die Galanterien Wiens" описывает аллеманду следующим образом:
"Вообще говоря, я не хочу порицать это развлечение (танцы), а только высказать тебе свои мысли по поводу одного танца, который здесь в моде. Это так называемый немецкий танец, способный лишь разжечь кровь и возбудить безнравственные желания, и потому он, как мне думается, и пользуется такой популярностью. Всё развлечение состоит в постоянном верчении, от которого кружится голова и туманится рассудок. Сладострастные прижимания, вздымание разгоряченной груди пробуждают желания, которые стремятся удовлетворить как можно скорей: cкольким завоеваниям уже помог танец, так как воспоминание о том, как она кружилась в такт с таким сладострастием, должно покорить девушку, имеющую о чувственности лишь слабое представление".
Ни один танец так не позволял забывать обо всех заботах. Тот же автор пишет: "Многие стараются забыть в танце о своем горе, ибо я не могу тебе сказать, до какой степени здешние девушки любят танцевать".


Менуэт

Менуэт (menuet (франц.) – от французского menu – маленький, мелкий; menu pas – маленький шаг) – старинный французский народный танец. Произошёл от так называемого «Бранля Пуату» (народный хороводный танец провинции Пуату. При Людовике XIV стал придворным танцем (ок 1670 г.).
Как самостоятельная инструментальная форма менуэт первоначально складывался из 2-х частей по 8 тактов с повторением каждой части (Люлли, Ж.Ф. Рамо, Ф. Куперен). В процессе усложнения формы возникли 3-х частные менуэты – menuet da capo (в сюитах И.С. Баха, Г.Ф. Генделя). Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен вводили менуэт в оркестровые циклы и в произведения камерных жанров (сонаты, трио, квартеты). У Й.Гайдна менуэт приобрёл юмористическую окраску, сближаясь с народным танцем, у В.А. Моцарта и Л. Бетховена носил более лирический характер, иногда заменяя медленную часть.
Менуэт считается - и вполне основательно - величайшим произведением искусства, когда-либо созданным в области танца. В менуэте все - элегантность и грация, все - высшая артистическая логика и вместе с тем все - церемонность, не допускающая ни малейшего нарушения предписанных линий. В менуэте торжествует закон абсолютизма: поза и демонстрация.
Менуэт достиг потому своего совершенства только на придворном паркете, ибо там величественность и размеренность были все равно законом, предписанным для каждого движения. Только здесь вся жизнь была без остатка сведена к игре и изяществу.
Разумеется, сокровеннейшей тайной этого несравненного шедевра ритмики, уничтожавшего даже безобразие высоких каблуков и превращавшего их на время танца прямо в элемент красоты, была, как и тайной всякого танца, все та же галантность, то есть ухаживание, домогание и достижение. В свое время вместо "танцевать менуэт" говорили: "tracer des chiffres d'amour" (чертить тайные знаки любви).
Это не только самая простая, но и самая тонкая и остроумная характеристика менуэта.


Контрданс

В XVIII веке наряду с менуэтом контрдансы были любимыми танцами. Их танцевали и сочиняли во всех странах, не только в Англии. Во Францию они попали ещё в начале века. В 1706 г. известный французский хореограф Фелье выпускает первый сборник контрдансов на континенте.
Но настоящий расцвет контрдансов в Европе начался во второй четверти XVIII в., в эпоху рококо. В контрдансы (теперь превратившиеся из английских country dances - во французские contredanse) было привнесено много нового, доселе для них не характерного: сложные шаги типа па-де-буре или па-де-баска, новые фигуры и др. В Европе контрдансы были любимы за то же, за что и в Англии - они позволяли танцевать одновременно всем желающим и их темп был живее и интереснее, чем у церемониальных танцев предшествующей эпохи.
Одновременно в Англии начали активно публиковаться книги по французскому танцевальному искусству, вошла в моду французская хореография.
Т.о. вторая четверть XVIII в. - это поворотный пункт в истории этих изящных танцев. Поэтому для удобства в дальнейшем английские контрдансы XVII - начала XVIII вв. будут называться "ранними", а контрдансы XVIII-XIX вв. - "поздними".

[Прим.: т.к. на игре как раз середина века, тот самый «переходный» момент, то следует учитывать, что в танцах использовались элементы и ранних, и поздних контрдансов.]

1. Шаги
Ранние контрдансы танцевались в основном простыми или двойными английскими шагами, основанными на естественном шаге человека.
Поздние контрдансы были построены в основном на принятых во французской хореографии шассе, жете, ассамбле, па-де-баск, па-де-бурре, па-де-зефир и прочих шагах. Единым для ранних и поздних контрдансов было то, что и те, и другие, начинались с правой ноги.
2. Типы построения
В этом аспекте ранние контрдансы были гораздо разнообразней поздних как по количеству танцующих (от 4 до бесконечности) так и по рисунку начальной фигуры (круг, квадрат, линия). Всего существовало девять основных типов построения: квадраты на две и на четыре пары, круги из трех, четырех и сколько угодно пар, линии из трех, четырех и сколько угодно пар, т.н. смешанный тип.
Поздние контрдансы сохранили только квадрат на четыре пары (quadrill или cotillion) и линию на любое число пар (longway for as many as will).
3. Схемы построения самого танца
Ранние контрдансы отличались тем, что в 80% случаев состояли из трех частей "с припевом" и были конечны: весь положенный набор фигур повторялся один раз, после чего танец заканчивался. Возможен был вариант, когда одинаковыми были куплеты, но разными - припевы (Hyde Park).
И все же стоит отметить, что по структуре ранние контрдансы были очень занудными: трехчастное деление вносилось даже в контрдансы "смешанного" типа, в целом отличавшиеся оригинальностью. Его привнесли даже в сарабанду.
Поздние контрдансы в этом отношении были гораздо разнообразней. Они, как правило, танцевались дольше. С другой стороны, в поздних контрдансах часто встречалась ситуация, когда фигуру сначала повторяла первая пара, потом - вторая, потом - третья и так до бесконечности (Матредур, Экосез).
Стоит сразу оговорить, что в ранних контрдансах целые части - куплеты и припевы - складывались из отдельных маленьких фигур. В поздних контрдансах фигурой могли называться как типичные сочетания шагов, так и самостоятельная часть танца.
Именно из таких крупных фигур, каждая из которых занимала до 64 тактов (в ранних куплет или припев в среднем занимал 16 тактов) и состояли поздние контрдансы. Причем фигуры исполнялись не только для того, чтобы насладить танцующих, но и чтобы показать их искусство. Иногда фигуры контрданса состояли из поочередных соло кавалеров и дам разных пар, в которых танцующие показывали все свое умение. Такого типа контрдансы были долгими и торжественными.

О танцах на сайте школы старинного танца "Виланелла".


Были бы свечи – игра будет. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Мастер игры




Пост N: 194
Зарегистрирован: 17.09.06
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.05.07 14:30. Заголовок: Re:


Основные правила этикета на балах и танцах

Кавалер выбирает понравившуюся ему даму, подходит к ней и подает правую руку. Дама, если она хорошо воспитана, не может отказать и подает кавалеру левую руку. Ежели дама отказывает в танце кавалеру, оказавшему ей честь приглашения, то ее станут впредь считать глупой. Если все же такой казус произошел, кавалеру следует извиниться перед этой дамой за причиненное беспокойство и пригласить другую даму.

Приглашение кавалером отдыхающей дамы является проявлением уважения к ней, однако в таком случае отказ не является оскорбительным, а дама глупой.

Воспитанная дама не должна разрешить себе, отказав одному кавалеру, идти сейчас же танцевать с другим. Неудобно дать понять кавалеру, что причиной отказа была не усталость или иной предлог, а просто нежелание танцевать именно с ним.
Воспитанный кавалер не должен разрешать себе, получив отказ от дамы, тут же приглашать другую присутствующую даму, показывая тем самым, что ему на самом деле все равно с кем танцевать.

Следует заметить, что танцевать два танца подряд с одной дамой - верх неприличия и является неуважением ко всем остальным дамам.
Даме неприлично танцевать много с одним и тем же кавалером, следует ограничиваться двумя или тремя приглашениями от одного и того же лица, даже если кавалер состоит с дамой в близких отношениях.
С другой стороны, крайне неучтиво придти на бал с одной дамой, а танцевать все время с другими. Однако внимание к своей даме не должно превращаться в грубость и небрежение по отношению к прочим присутствующим.

Высказывать неудовольствие, или дать заметить, что танцуешь по необходимости, крайне неприлично.

По окончании танца кавалер кланяется своей даме и сопровождает ее на то место, где он ее пригласил, попутно благодаря ее за честь, которую она оказала ему, танцуя с ним в паре.

Танцующий кавалер никогда не должен во время танца смотреть под ноги, даже чтобы удостовериться, что он правильно выполняет все шаги. Кавалеру следует держаться прямо, с достоинством.

Благовоспитанной барышне надлежит также танцевать с поднятым взглядом, она лишь изредка может позволить себе бросить кроткий взгляд на пол. Однако никто не может запретить танцующей даме стрелять взглядом в приглянувшегося кавалера!

Пригласить даму и забыть потом об этом - не только самая непростительная невежливость, но просто грубость со стороны кавалера; в подобном случае он совершенно справедливо навлекает на себя гнев приглашенной и строгое порицание (осмеяние) всего общества.

Если Ваш поклон приняла на свой счет не та, которую Вы хотели пригласить, ни в коем случае не показывайте своего разочарования и уж тем более не произносите: "Я не Вас хотел пригласить"; соблюдайте правила приличия.


Были бы свечи – игра будет. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Игровая концепция, правила и дизайн © Gabriel Vega 2006-2007 г.